Налоговые правоотношения и налоговые споры
Налоговые правоотношения – это отношения, второй стороной которых каждый день выступают как рядовые граждани Украины, так и предприниматели, политики, предприятия и государственные органы.
Незадумывась над своими действиями, мы каждый день наполняем казну государства, уплачивая налоги, например покупая продукты в магазинах, заказывая разные виды услуг, оплачивая коммунальные счета и т.д.
Поэтому этот вид правоотношений требует особого внимания и изучения, так как каждый гражданин Украины должен понимать, за что он платит налоги государству, как они рассчитываются, какими нормами законодательства установлены ставки налогов, в каких случаях налог не взымается, как обращаться в налоговую инспекцию, на какие условия налогообложения можно рассчитывать, открывая совой бизнес в Украине и другие аспекты, которые позволят чувствовать свою уверенность в той или иной ситуации, связанной с налогообложением.
В юридическом аспекте, налоговые правоотношения – это общественные отношения которые возникают в сфере налогообложения и представляют собой совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых отношений, предусмотренных нормами налогового законодательства и охраняемых государством.
Основными нормативными актами которые их регулируют являются Конституция Украины, Налоговый кодекс Украины, Таможенный кодекс Украины, законы и подзаконные акты, касающиеся вопросов налогообложения а также международные договоры (например договоры об избежании двойного налогообложения.)
Налоговая отрасль права являеться достаточно сложной и емкой, так как законодатель, беспокоясь о качественном наполнении бюджета страны, желал ее всесторонне урегулировать, издавая многочисленное количество нормативно-правовых актов. Вскоре, после внесенных изменений большинство из них объединил Налоговый кодекс Украины. Но проблема правового понимания обычного гражданина своих налоговых обязательств и данных ему прав как раз и состоит в обширности информации, возложенной на него. Поэтому в решении любого вопроса который возникает или может возникнуть в сфере налогообложения необходимо изучить нормы закона, касающиеся конкретной сложившейся ситуации, обдумать и понять их, а в случаях более сложных – обратиться за толкованием и помощью к компетентным специалистам.
Все же тема общения с налоговыми органами и участия как стороны в налоговых правоотношениях наиболее актуальна для предпринимателей. Так как налоговые органы имеют ряд контрольных функций и полномочий, а предприниматели – ряд обязанностей, установленных законодательством (например постановление на учет в налоговой инспекции, своевременная подача деклараций, уплата налогов, ведение отчетности на предприятии), к сожалению довольно часто происходят нарушения законодательства с обеих сторон.
Предпринимателям необходимо отчетливо, желательно еще до момента государственной регистрации собственного бизнеса, понимать какая система налогообложения им подходит, на каких ставках налога они будут работать, сколько раз и когда необходимо отчитываться в налоговую инспекцию, как необходимо вести документы строгой отчетности на предприятии и прочие нюансы, которые помогут избежать нежелательных налоговых проверок и санкций.
Необходимо знать, что контролирующие органы в данной сфере, согласно законодательству, имеют право периодически осуществлять документальные, камеральные, вызнные/невыезные, внеплановые/плановые проверки предприятий. Переодичность проведения таких проверок на предприятии напрямую зависит от соблюдения налогоплательщиком своїх обязательств и правил взаимодействия с контролирующим органом.
Но все же непоодиноки случаи, когда при проведении проверок должностные лица нарушают свои права, переходят за рамки, всячески оказывая давление на предпринимателей или попросту допускают ошибки в ходе проверки, в результате которых на предприятие возглагаются штрафы, аресты, запреты и другие санкции за нарушения.
Выходом из таких ситуаций является предусмотренное законодательством право плательщика налогов оспорить результаты проверки в административном (к вышестоящему должностному лицу/органу) или в судебном порядке. Проблематикой данного вопроса является как правильное построение правовой позиции плательщика в споре, так и оформение самой жалобы согласно законодательству.
Ведь практическая сторона вопроса показывает, что при неумело поданых доказательствах, шаткой позиции плательщика в споре, непонимании процедуры и порядка обращения с жалобой – право на обжалование используется впустую, так как плательщик налога не смог отчетливо, понятно и не оспоримо обосновать свои требования и возражения, а в следствии – не возобновил свои нарушенные права.